Стоимость билетов: от 400 до 4500 ₽
Стоимость билетов: от 400 до 4500 ₽
Балет «Раймонда».
Стоимость: от 150 до 4000 руб.
Авторы и постановщики:
Музыка Александра Глазунова
Либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа на сюжет рыцарской легенды
Хореография Мариуса Петипа (1898)
в редакции Константина Сергеева (1948)
с использованием хореографических фрагментов Фёдора Лопухова
Декорации и костюмы Симона Вирсаладзе
Краткое содержание:
Действие I
Картина первая
В богатом средневековом замке идут приготовления к празднованию дня рождения Раймонды.
Сенешаль извещает о прибытии знатных чужестранцев. В сопровождении рыцарей и оруженосцев в зал входит Рене де Бриен, венгерский рыцарь. Он просит для своего сына руки прекрасной Раймонды и преподносит ей в дар гобелен с изображением Жана де Бриена.
Не успевает сенешаль доложить о появлении новых гостей, как в зал стремительно врывается сарацинский шейх Абдерахман. Он не в силах оторвать глаз от красавицы и готов ради неё сокрушить любые препятствия.
Праздник продолжается до позднего вечера. Оставшись одна, Раймонда, утомлённая, опускается в кресло и засыпает…
Картина вторая
(Сон Раймонды)
Раймонде снится, что изображение на гобелене оживает, юный прекрасный рыцарь манит её к себе и на руках уносит в свой замок.
Раймонда очарована неведомым ей прекрасным миром. Однако внезапно замок исчезает, на его месте возникает шатёр…
Картина третья
(Сон Раймонды)
…Перед Раймондой появляется сарацинский шейх. Он мрачен и грозен, он преследует её. Обессиленная, Раймонда лишается чувств…
Картина четвёртая
…Проснувшись, Раймонда не может понять, где она. Взгляд её падает на арапчат, подаренных Абдерахманом: они вызывают в её памяти образ сарацинского шейха. Солнечный луч освещает портрет Жана де Бриена. Значит, это был лишь сон!
Действие II
Картина пятая
Внутренний двор замка. Из разных стран съезжаются гости, приглашённые на празднество. Раймонда с нетерпением ждёт появления Жана де Бриена, но Абдерахман вновь и вновь обращается к ней с пылкими и страстными признаниями в любви. Он сулит ей несметные богатства, безмерную власть в его владениях, всё, что только она пожелает! Отчаявшись, Абдерахман при помощи своей свиты пытается похитить Раймонду, но путь ему преграждает Жан де Бриен. Он вызывает шейха на поединок, и Абдерахман погибает, сражённый мечом рыцаря.
Раймонда приветствует своего жениха.
Действие III
Картина шестая
Раймонда и Жан де Бриен счастливы. В замке пышно празднуется их свадьба.
О спектакле
«Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нём в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось всё самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов — рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа — развёрнутые танцевальные сцены классических ансамблей.
Композитор, напротив, начинал свой балетный путь «Раймондой». Спектакль увидел свет на тридцать третьем году жизни Александра Глазунова. В этом сочинении новичок в балетном жанре, композитор настолько увлечённо использовал свой опыт симфониста, мастера яркого и красочного оркестрового письма, что последующие сочинения для танца («Испытания Дамиса» и «Времена года») не затмили славу «Раймонды», и именно этот балет остался в истории едва ли не самым известным произведением Глазунова.
Конфликт в нём строится на противопоставлении двух миров: в полную рыцарского благородства идиллию средневекового замка Раймонды вторгается варварский мир необузданных страстей, олицетворяемых Абдерахманом и его свитой. Музыкальный контраст хореограф решил противопоставлением экспрессивности жеста Абдерахмана, темпераментных характерных танцев его свиты гармонии классического танца мира Раймонды. Партия Раймонды — одна из самых трудных в классическом балетном репертуаре. В этом шедевре Мариуса Петипа балерина исполняет пять вариаций, а помимо того — красивейшие адажио, pas d’action, Grand Pas.
Александр Глазунов не поскупился на музыкальное богатство образа главной героини, придав разную эмоциональную окраску каждой её вариации. И хореографически в каждом из своих сольных высказываний она раскрывается с новой стороны. В первом акте Раймонда беззаботно юна, в картине «Сна» её вариация певуче мечтательная, во втором акте — парадно-торжественная, в третьем акте одна — кокетливая, другая, исполняемая под фортепианное соло, — задумчивая. Вместе они создают образ героини, являющейся воплощением многогранной женственности. Это с одной стороны. А с другой — партии, представляющей виртуозную балерину во всеоружии универсальной техники и грации, красоты линий и абсолютного мастерства, балерины, идеал которой Мариус Петипа искал на протяжении своего творческого пути и гимном которой стала его «лебединая песня», «Раймонда».
Ольга Макарова
Премьера — 7 января 1898 года, Мариинский театр
Премьера балета в редакции Константина Сергеева — 30 апреля 1948 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)
Продолжительность спектакля: 3 часа 15 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
Возрастная категория 6+
ул. Фастовская, 20